Вера в предопределение – это вера в то, что всё: и хорошее, и плохое – происходит по Воле Всевышнего Аллаха и в соответствии с Его предвечным Знанием.
В таком случае возникает вопрос: отвечает ли человек за свои поступки, согласно Исламу? Да, отвечает. Ответственность связана с намеренными поступками, которые мы совершаем каждый день. Эти поступки совершаются нашими телами или в наших мыслях, тем не менее, они предопределены и созданы Аллахом.
Наша жизнь состоит из множества намерений, решений. И тот факт, что Аллах знает о том, какое решение каждый примет в конкретной ситуации, не освобождает нас от необходимости выбирать – и принимать правильные решения. Мы ведь не знаем предопределения. Всевышний создает наши намерения, но это мы осуществляем их. Когда мы делаем намерение на что-то, мы чувствуем возможность сделать намерение на что-либо другое, нас не заставляют совершать выбор.
Следует помнить, что Аллах мог бы создать нас сразу в огне Ада – без каких бы то ни было предварительных действий с нашей стороны. Это было бы мучение, а не наказание. По Своей Милости, Он не сделал этого, а создал нас в этом мире и дал нам правила, которым нужно следовать. Мучение в следующей жизни в соответствии с намеренным непослушанием Аллаху в этой жизни называется наказанием, в отличие от воображаемого случая, если бы кто-то был сразу создан в огне Ада.
Можно спросить: «Разве это справедливо, что Аллах делает одного человека мусульманином и награждает его, а другого – индуистом и наказывает его?» Аллах не обязан ничего делать, и ваши деяния не влияют на Аллаха. Добрые дела не дают вам права войти в Рай; вход в Рай – это милость от Аллаха. Некоторым Аллах облегчил совершение добрых дел, а некоторым – нет. Некоторым Он даровал способность преодолевать трудности в совершении благого, а некоторым – нет. Аллах создал часть людей для Ада, а часть – для Рая. Это не является несправедливостью, поскольку у Аллаха нет создателя или судьи, перед которым Он отвечает. Все Его создания – полностью Его, и Он может делать с ними, что пожелает. Недопустимо говорить о жестокости Аллаха, поскольку нельзя судить Аллаха человеческими критериями (и никакими другими).
Аллах говорит в Коране:
Смысл: «Аллаха - хвала Ему Всевышнему! - не спрашивают о том, что Он вершит, ибо Он один - Владыка Всевышний, Которому принадлежит всё величие. А создания будут держать ответ» (сура 21 «Аль-Анбия», аят 23).
Судить о действиях Аллаха – это не что иное, как неповиновение.
Имам ат-Тахави сказал:
«Предопределение – это тайна Аллаха, которая относится к Его созданиям. Ни приближенному ангелу, ни ниспосланному пророку не даны знания об этом. Глубоко погружаться в это и много размышлять [о сущности предопределения] – это путь к заблуждению, лестница к лишению и к греху. Поэтому опасайтесь, опасайтесь чрезмерного размышления, погружения, случайных мыслей, ведь, воистину, Аллах скрыл знание предопределения от человечества и запретил искать его».
В таком случае возникает вопрос: отвечает ли человек за свои поступки, согласно Исламу? Да, отвечает. Ответственность связана с намеренными поступками, которые мы совершаем каждый день. Эти поступки совершаются нашими телами или в наших мыслях, тем не менее, они предопределены и созданы Аллахом.
Наша жизнь состоит из множества намерений, решений. И тот факт, что Аллах знает о том, какое решение каждый примет в конкретной ситуации, не освобождает нас от необходимости выбирать – и принимать правильные решения. Мы ведь не знаем предопределения. Всевышний создает наши намерения, но это мы осуществляем их. Когда мы делаем намерение на что-то, мы чувствуем возможность сделать намерение на что-либо другое, нас не заставляют совершать выбор.
Следует помнить, что Аллах мог бы создать нас сразу в огне Ада – без каких бы то ни было предварительных действий с нашей стороны. Это было бы мучение, а не наказание. По Своей Милости, Он не сделал этого, а создал нас в этом мире и дал нам правила, которым нужно следовать. Мучение в следующей жизни в соответствии с намеренным непослушанием Аллаху в этой жизни называется наказанием, в отличие от воображаемого случая, если бы кто-то был сразу создан в огне Ада.
Можно спросить: «Разве это справедливо, что Аллах делает одного человека мусульманином и награждает его, а другого – индуистом и наказывает его?» Аллах не обязан ничего делать, и ваши деяния не влияют на Аллаха. Добрые дела не дают вам права войти в Рай; вход в Рай – это милость от Аллаха. Некоторым Аллах облегчил совершение добрых дел, а некоторым – нет. Некоторым Он даровал способность преодолевать трудности в совершении благого, а некоторым – нет. Аллах создал часть людей для Ада, а часть – для Рая. Это не является несправедливостью, поскольку у Аллаха нет создателя или судьи, перед которым Он отвечает. Все Его создания – полностью Его, и Он может делать с ними, что пожелает. Недопустимо говорить о жестокости Аллаха, поскольку нельзя судить Аллаха человеческими критериями (и никакими другими).
Аллах говорит в Коране:
لا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُون
Судить о действиях Аллаха – это не что иное, как неповиновение.
Имам ат-Тахави сказал:
«Предопределение – это тайна Аллаха, которая относится к Его созданиям. Ни приближенному ангелу, ни ниспосланному пророку не даны знания об этом. Глубоко погружаться в это и много размышлять [о сущности предопределения] – это путь к заблуждению, лестница к лишению и к греху. Поэтому опасайтесь, опасайтесь чрезмерного размышления, погружения, случайных мыслей, ведь, воистину, Аллах скрыл знание предопределения от человечества и запретил искать его».
Не совсем понятна фраза "Аллах создал часть людей для Ада, а часть – для Рая". Получается так, что рожденный человек уже обречен на ад !?
ОтветитьУдалитьАллах знает, что суждено каждому человеку, и знал об этом еще в предвечности. Всевышний знает заранее, что ждет каждого новорожденного: Ад или Рай. Но сам человек не знает об этом, он совершает благие и дурные дела, по которым его будут судить, и при этом не ощущает принуждения, его насильно не тянут совершить грех или благодеяние. Итог пути каждого человека: Рай или Ад - справедлив, но знание Аллаха об этом итоге предвечно. Аллах знает лучше.
ОтветитьУдалитьЗначит, если тебя создали для ада, то сколько бы ты не делал добрых дел, все равно туда попадешь? И зачем судить человека, если Аллах уже знает для чего этот человек создан?
ОтветитьУдалитьФраза "Аллах создал часть людей для Ада, а часть - для Рая" на самом деле верна. Просто здесь надо прояснить такой момент. Когда к примеру Аллагь создает человека, Он уже знает что этот человек попадет в Ад (или в Рай), но это не означает что Аллагь также заставляет его насильно как робота совершать плохие (либо хорошие) поступки. Конечно же это не так. Хоть Аллагь и знает его печальный или счастливый исход, но вопреки этому Он все равно создал этого человека чтобы быть Справедливым! Ведь если такого человека создать и сразу закинуть в Ад, то он может возразить: "А почему мне даже не дали возможности встать на прямой путь?" Поэтому-то одно из 99 великих Имен Аллагьа - Наисправедливейший! В этом также и ответ на вопрос для чего судить человека В Судный день. Но Аллах знает лучше. И еще что я хотел бы подчеркнуть - мы мусульмане должны быть твердо уверены в истинности каждого Его слова, у нас не должно возникать даже мысли о том что, что-то Аллагь делает неправильно и т.п.! Почему? Да Потому что Он Совершенный! Совершенный Во всем! Проблема непонимания нашего вопроса заключается в недостаточно глубоком осознании этой истины. Неужели может быть так что Его ничтожное творение мыслит лучше чем Всезнающий, Всевидящий, Всеслышащий, Всемогущий, Справделивейший, Мудрейший, Милосерднейший? Конечно же нет мои братья и сестры! Поэтому если даже что-то и непонятно, то не спешите приписывать эти на ваш взгляд недостатки Исламу или Богу. Мы не можем даже осознать размер нашей солнечной системы и галактики)) Что уже говорить о самом Всевышнем, который создал сотни миллиардов галактик, и для которого это является сущим пустяком!
ОтветитьУдалитьАссаламу алейкум, брат!
УдалитьБаракАллаху фик. Мы не стали отвечать на второй комменатрий от Анонима, потому что он спросил то же самое второй раз, когда ответ уже дан. В итоге создалось бы впечатление, что нам нечего сказать и мы повторяем одно и то же. От себя хочу добавить, что осознание многих вопросов исламского вероубеждения требует от человека не только получения информации, но и искреннего намерения познать Истину и размышления (!), то есть определенных усилий.