Что такое Шариат?


Шариат – это Закон, данный людям Богом. В арабском языке слово «шариат» означает «правильный путь».

Посланники Аллаха приносят новые законы для людей. Закон, с которым ниспосылаются пророки, – это нормы поведения, которые Бог предписал людям.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, – это последний пророк. Он был послан ко всему человечеству, и Закон, с которым пришел наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, – последний Закон. Этот Закон мусульмане называют Шариатом (и пишут с заглавной буквы).

Некоторые законы были даны конкретным народам и не касались других. Но Шариат Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, универсален: он предназначен для всего человечества, для всех народов и будет актуален до Судного дня.

В Шариате содержатся решения для всевозможных жизненных ситуаций, он охватывает все стороны жизни. Шариат описывает, как выполнять религиозные предписания: как молиться, как соблюдать пост, как совершать паломничество. Регламентируя общественную жизнь, Шариат отвечает, как наказывать убийцу или вора, каких животных можно разводить, а каких – нет, как вести торговлю. Шариат структурирует личную жизнь: какими должны быть отношения жены и мужа, как воспитывать детей, каким должен быть идеальный распорядок дня. Шариат очерчивает нравственные нормы: быть жадным – дурно, помогать соседу – хорошо, злословие – плохо, скромность вознаграждается. Шариат указывает, как решать многие бытовые проблемы: как смывать с себя грязь, как принимать пищу, какую одежду носить. Это путеводная звезда мусульманина. Каждый свой поступок необходимо взвешивать на весах Шариата.

Любое действие, с точки зрения Шариата, может быть оценено как:

1.Обязательное (фарз). Это значит, что совершение действия вознаграждается, а отказ от него – грех. К примеру, женщина обязана скрывать все, кроме лица и кистей рук, при посторонних мужчинах.

2. Близкое к обязательному (ваджиб). Это значит, что эти действия выполнять обязательно, но их обязательность по степени чуть ниже фарза. Например, чтение дуа "Кунут" в молитве витр.

3.Желательное (сунна). Это значит, что совершение действия вознаграждается, но в отказе от него нет греха. Например, желательно чистить зубы при помощи веточки дерева арак (мисвак).

4.Дозволенное (мубах). Это значит, что совершение действия не вознаграждается, но и в отказе от него нет греха. Например, лежать и сидеть дозволено.

5.Нежелательное (макрух). Это значит, что за совершение действия греха не будет, зато за отказ от него будет вознаграждение. Например, разговаривать в туалете нежелательно. Макрух делится на два вида. Первый — нежелательное, близкое к разрешенному, а второй — нежелательное, близкое к запрещенному. Согласно такому разделению, первое – не грех, второе – грех.

6.Запретное (харам). Это значит, что совершение действия – грех (и за него ожидается наказание, если Всевышний не простит Своего раба), а отказ от него вознаграждается. Например, прелюбодеяние запрещено.

Таким образом, каждое наше действие относится к одной из этих категорий. Следует не совершать запретное, воздерживаться от нежелательного, стараться совершать желательное и непременно соблюдать обязательное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий