Если Всевышний Аллах существует без места, то где же Он?

Всевышний Аллах не ограничен пространством. Что это значит? Это значит, что Он не характеризуется никакими пространственными категориями. Он не находится ни над чем-то, ни под чем-то, ни справа от чего-либо, ни слева от чего-либо, ни внутри чего-либо, ни вне чего-либо. Он не находится ни в какой точке внутри этого мира. Он не находится вне этого мира. Спрашивать, где Аллах, – неправильно, неправильна сама постановка вопроса.

Пространство – сотворено. И Аллах не нуждается в своих творениях, и сам акт творения и его результат никак не влияют ни на Его Сущность, ни на Его качества и никак не изменяют их. Иначе это означало бы, что в предвечном совершенстве Аллаха и Его качествах есть изъян.

Здесь нужно подчеркнуть связь между нуждой и изменением, а именно: если что-то изменяло бы Аллаха, то это означало бы, что Он в этом нуждается. Некоторые заблудшие секты приписывают Аллаху пространственную возвышенность. Но – если предположить такое – разве был Аллах пространственно возвышен до создания пространства и материи? Когда-то был момент, когда не было ничего, кроме Аллаха, ничего, по отношению к чему он мог бы находиться «вверху». Если понимать возвышенность Аллаха пространственно, получается, что до создания пространства у Аллаха не было этого качества, поскольку не было того, по отношению к чему можно было быть возвышенным. Это означает, что это качество появилось после создания материи и пространства, то есть получается, что Аллах, чтобы описываться качеством пространственной возвышенности, нуждается в творении — и в данном случае это пространство.

Когда сектанты слышат, что мы отрицаем телесное бытие Аллаха и то, что Он занимает пространство, они всегда спрашивают: «Как же тогда Он существует?» Что это, как не утверждение того, что Аллах в Своем Существовании нуждается в месте и направлении?!

Важно понимать, что, если что-то не описано пространственными категориями, это не значит, что этого нет. Отрицание того, что Аллах находится вверху или над миром, – это не утверждение Его небытия!

Человеку может быть сложно осознать существование без места. Однако то, что Всевышний существует без места, — это часть нашего вероучения. Местом характеризуются создания, но никак не Создатель.

Кстати говоря, следует помнить, что, когда мы говорим, что Аллах — Всевышний, мы не имеем в виду возвышенность в пространстве, как уже было сказано. Мы имеем в виду возвышенность как ранг.

Необходимо также избавиться от расхожих представлений о пространственном нахождении Бога, например, от известного стереотипа, что Бог — на небесах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий