Всевышний Аллах не ограничен пространством. Что это значит? Это значит, что Он не характеризуется никакими пространственными категориями. Он не находится ни над чем-то, ни под чем-то, ни справа от чего-либо, ни слева от чего-либо, ни внутри чего-либо, ни вне чего-либо. Он не находится ни в какой точке внутри этого мира. Он не находится вне этого мира. Спрашивать, где Аллах, – неправильно, неправильна сама постановка вопроса.
Пространство – сотворено. И Аллах не нуждается в своих творениях, и сам акт творения и его результат никак не влияют ни на Его Сущность, ни на Его качества и никак не изменяют их. Иначе это означало бы, что в предвечном совершенстве Аллаха и Его качествах есть изъян.
Здесь нужно подчеркнуть связь между нуждой и изменением, а именно: если что-то изменяло бы Аллаха, то это означало бы, что Он в этом нуждается. Некоторые заблудшие секты приписывают Аллаху пространственную возвышенность. Но – если предположить такое – разве был Аллах пространственно возвышен до создания пространства и материи? Когда-то был момент, когда не было ничего, кроме Аллаха, ничего, по отношению к чему он мог бы находиться «вверху». Если понимать возвышенность Аллаха пространственно, получается, что до создания пространства у Аллаха не было этого качества, поскольку не было того, по отношению к чему можно было быть возвышенным. Это означает, что это качество появилось после создания материи и пространства, то есть получается, что Аллах, чтобы описываться качеством пространственной возвышенности, нуждается в творении — и в данном случае это пространство.
Когда сектанты слышат, что мы отрицаем телесное бытие Аллаха и то, что Он занимает пространство, они всегда спрашивают: «Как же тогда Он существует?» Что это, как не утверждение того, что Аллах в Своем Существовании нуждается в месте и направлении?!
Важно понимать, что, если что-то не описано пространственными категориями, это не значит, что этого нет. Отрицание того, что Аллах находится вверху или над миром, – это не утверждение Его небытия!
Человеку может быть сложно осознать существование без места. Однако то, что Всевышний существует без места, — это часть нашего вероучения. Местом характеризуются создания, но никак не Создатель.
Кстати говоря, следует помнить, что, когда мы говорим, что Аллах — Всевышний, мы не имеем в виду возвышенность в пространстве, как уже было сказано. Мы имеем в виду возвышенность как ранг.
Необходимо также избавиться от расхожих представлений о пространственном нахождении Бога, например, от известного стереотипа, что Бог — на небесах.
Пространство – сотворено. И Аллах не нуждается в своих творениях, и сам акт творения и его результат никак не влияют ни на Его Сущность, ни на Его качества и никак не изменяют их. Иначе это означало бы, что в предвечном совершенстве Аллаха и Его качествах есть изъян.
Здесь нужно подчеркнуть связь между нуждой и изменением, а именно: если что-то изменяло бы Аллаха, то это означало бы, что Он в этом нуждается. Некоторые заблудшие секты приписывают Аллаху пространственную возвышенность. Но – если предположить такое – разве был Аллах пространственно возвышен до создания пространства и материи? Когда-то был момент, когда не было ничего, кроме Аллаха, ничего, по отношению к чему он мог бы находиться «вверху». Если понимать возвышенность Аллаха пространственно, получается, что до создания пространства у Аллаха не было этого качества, поскольку не было того, по отношению к чему можно было быть возвышенным. Это означает, что это качество появилось после создания материи и пространства, то есть получается, что Аллах, чтобы описываться качеством пространственной возвышенности, нуждается в творении — и в данном случае это пространство.
Когда сектанты слышат, что мы отрицаем телесное бытие Аллаха и то, что Он занимает пространство, они всегда спрашивают: «Как же тогда Он существует?» Что это, как не утверждение того, что Аллах в Своем Существовании нуждается в месте и направлении?!
Важно понимать, что, если что-то не описано пространственными категориями, это не значит, что этого нет. Отрицание того, что Аллах находится вверху или над миром, – это не утверждение Его небытия!
Человеку может быть сложно осознать существование без места. Однако то, что Всевышний существует без места, — это часть нашего вероучения. Местом характеризуются создания, но никак не Создатель.
Кстати говоря, следует помнить, что, когда мы говорим, что Аллах — Всевышний, мы не имеем в виду возвышенность в пространстве, как уже было сказано. Мы имеем в виду возвышенность как ранг.
Необходимо также избавиться от расхожих представлений о пространственном нахождении Бога, например, от известного стереотипа, что Бог — на небесах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий