Слово «сыфат» в арабском языке означает «качество». У Всевышнего Аллаха очень много качеств – неограниченное количество. Есть необходимый минимум, который следует знать, – 20 сыфатов.
Итак, мусульманин обязан знать следующие качества, которыми описан Аллах:
1. Существование (Аль-Вуджуд).
Аллах есть, и здравый рассудок не может представить, что Его нет.
2. Безначальность (Аль-Кидам).
У Аллаха нет начала, Он не был рожден, Он не создан. Все, что имеет начало, должно иметь Создателя. Аллах не сотворен и безначален.
3. Бесконечность (Аль-Бака).
Аллах бесконечен, Он никогда не умрет (1).
4. Неподобие творениям (Аль-Мухаляфату лиль-хавадис).
Аллах не подобен творениям.
5. Самодостаточность (Аль-Кияму бинафсихи).
Аллах ни в чем не нуждается. Аллах не нуждается в месте. Аллах не нуждается в том, кто осуществлял бы выбор. Все нуждается во Всевышнем, а Он ни в чем не нуждается.
6. Единственность (Аль-Вахдания).
Аллах Один, у Него нет сотоварища, соучастника. Нет никого, кто бы походил на Него в Сущности, в качествах или в действиях.
7. Жизнь (Аль-Хайя).
Аллах живой и не меняется.
8. Знание (Аль-Ильм).
Аллах знает все, Его Знание не изменяется. Ему изначально известно всё, что произойдет.
9. Воля (Аль-Ирада).
Без Воли Всевышнего ничего не происходит. В мире обычно соблюдается привычный порядок вещей: нож режет, огонь сжигает и так далее. Однако это лишь внешние связи – всё происходит по Воле Аллаха. Если Аллах захочет, то привычный порядок вещей нарушится. Так, когда пророка Ибрахима, мир ему, бросили в огонь, пламя его не тронуло.
10. Могущество (Аль-Кудра).
Для Аллаха нет ничего невозможного, Он может всё.
11. Слух (Аль-Сам’).
Аллах всё слышит, даже то, как муравей ползет по камню. Всевышний слышит не при помощи ушей или каких-либо других органов.
12. Зрение (Аль-Басар).
Аллах всё видит, но не при помощи глаз или каких-либо других органов.
13. Речь (Аль-Калям).
Речь Аллаха не такая, как у его творений, она предвечна, не сотворена, не состоит из звуков и букв. Коран, как и другие Писания, – это Речь Аллаха: Коран не сотворен и предвечен. Однако каждое конкретное озвучивание Корана в этом мире, например, чтение Корана чтецом, сотворено. Это сложный вопрос вероучения, он подробно разбирается в книгах. Достаточно знать, что Речь Аллаха предвечна и не сотворена, и не сомневаться в этом.
Также следует знать, что Всевышний Аллах
14. Живой
15. Знающий
16. Волеизъявляющий
17. Всемогущий
18. Слышащий
19. Видящий
20. Говорящий.
Для Аллаха допустим такой сыфат, как сотворение мира. Аллах не обязан творить этот мир. Но Он захотел – и сотворил его. Всевышний творит без нужды творить (2).
Нужно помнить, что все качества Всевышнего принципиально отличаются от человеческих, хотя для обозначения используется одно и то же слово. Знание Аллаха, например, совершенно не такое, как человеческое.
Все сыфаты Аллаха предвечны и не созданы.
________________________________
1. Безначальность и бесконечность Аллаха легче осознать, когда понимаешь, что Всевышний не ограничен временем и что время создано.
2. Это логично, ведь Аллах ни в чем не нуждается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий