Кто такие ашариты (и матуридиты)?


Чтобы объяснить, кто такие ашариты, надо начать с самого начала.

Наш Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, будучи послан как милость для миров, подробно рассказал о том, как и во что следует верить мусульманину, чтобы обрести спасение в вечной жизни. У нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, были доблестные сподвижники, которые распространяли религию Ислам.

Шло время. Исламское государство расширялось, мусульман становилось все больше. Ислам принимали целые народы. И со временем среди мусульман начали распространяться идеи, противоречащие истинной религии. Появлялись секты, которым следовало противостоять. В частности, греческая философия с ее отнюдь не исламскими установками приобретала популярность и проникала в умы. Мусульмане должны были излагать правильное вероучение доступно, с четкими и ясными аргументами – что они и делали.

Одним из тех, кто спорил с заблудшими, был имам Абуль-Хасан Али аль-Ашари. Он родился в 260-м году по мусульманскому летоисчислению, так что его жизнь пришлась на вторую половину третьего столетия.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«В конце каждого столетия Всевышний посылает исламской общине обновителя веры».

Иными словами, Создатель посылает учёного, который объясняет людям, что желательно делать, а что – вредное нововведение. Польза от этого учёного распространяется на всех мусульман, и при его жизни заканчивается столетие (по исламскому календарю).

Имам Абуль-Хасан аль-Ашари был таким обновителем веры. Он сформулировал положения исламского вероучения. Но ни в коем случае нельзя считать, что эти положения каким-либо образом отличались от того, что передал наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Разумеется, нет! Вероубеждение, сформулированное имамом аль-Ашари, основано на Благородном Коране и на том, что передается от нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

Тех, кто исповедовал правильное исламское вероубеждение, в разное время называли по-разному. Например, во времена, когда в исламском мире имела большое влияние секта мутазилитов, развившаяся в результате влияния на умы мусульман греческой философии, приверженцев истинного исламского вероубеждения, основанного на Коране и Сунне, называли термином «сыфатыя». А в наше время эти убеждения называются ашаритскими, потому что имам аль-Ашари получил известность, когда отстоял их в диспутах с различными заблудшими группами. Последующие поколения стали называть убеждения мусульман первых трёх веков именем этого великого имама. Проще говоря, это и есть вероубеждение Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижников.

Таким образом, ашариты – это последователи имама Абуль-Хасана аль-Ашари в вопросах вероубеждения, но не те, кто слепо за ним следует, а те, кто исповедует сформулированные им положения, опираясь на достоверные доказательства.

Имам Мухаммад Абу Мансур аль-Матуриди тоже был исламским ученым, занимавшимся вопросами вероубеждения. В то же самое время, что и имам аль-Ашари, в третьем столетии по исламскому календарю, он также отстаивал правильное вероучение в спорах с заблудшими. Последователей этого великого ученого называют матуридитами.

Убеждения, сформулированные имамом аль-Матуриди, практически ничем не отличаются от убеждений, сформулированных имамом аль-Ашари. Расхождения – чисто словесные или касаются второстепенных тем и нюансов. А как может быть иначе, если оба ученые исповедовали то, с чем пришел наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует? Ашариты и матуридиты – это одно. Поэтому, называя первых, обычно имеют в виду и вторых; называя вторых, имеют в виду и первых. Ведь это один правильный путь, ведущий к спасению в вечной жизни.

И по сей день ашариты и матуридиты отстаивают истинную веру в спорах с сектантами.

Великий исламский ученый Ибн Асакир пишет:

«Они, ашариты, неукоснительно следуют Корану и Сунне и отказываются от всего, что приводит к смуте. Они проявляют терпение во время трудностей и испытаний, опровергают врагов религии и всегда следуют за Кораном и достоверными хадисами. <…> Их источник знаний – это самый чистый источник. У них наивысший уровень. И ничья критика не сможет подорвать их авторитет, и никакой критик не сможет очернить их».

Комментариев нет:

Отправить комментарий